В Перми рассматривают новые подходы к повышению ответственности пассажиров за безбилетный проезд
Фото: Виталий Кокшаров
Планируется увеличить сумму штрафа, чтобы предотвратить правонарушения среди пассажиров общественного транспорта.
Сегодня, 9 марта, на площадке ИД «Коммерсантъ-Прикамье» прошёл круглый стол, посвященный обсуждению законопроекта, предусматривающего повышение штрафов за безбилетный проезд. В круглом столе приняли участие первый заместитель главы администрации города Перми Эдуард Хайруллин, начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин, заместитель председателя Пермской городской Думы Максим Спиридонов, депутаты Законодательного собрания края, общественники, крупные пермские перевозчики.
В течение прошлого и этого года пассажирский транспорт переходит на новую для нашего города бескондукторную систему оплаты проезда. Проверка оплаты проезда возложена на контрольно-ревизорскую службу: в случае нарушения для безбилетного пассажира предусмотрена административная ответственность. Существующая система не способствует минимизации нарушений в связи с незначительным размером штрафа (500 рублей и 1 тысяча при повторном нарушении), а также равной степенью ответственности для тех, кто умышленно нарушает правила оплаты проезда, и для тех, у кого есть проездной, но они его не приложили к валидатору. В связи с этим назрела потребность в разработке нового подхода к размеру и способам начисления штрафов.
Департамент транспорта разработал новый подход к системе штрафов за нарушение оплаты проезда. Для пассажиров, которые умышленно не оплатили проезд, и для владельцев проездных, не зарегистрировавших свою поездку, предлагается установление разной величины штрафа. Минимальный размер составит 2,5 тысяч рублей, при повторном нарушении – 5 тысяч рублей. Проезд по безлимитному проездному документу без регистрации поездки повлечет за собой вынесение предупреждения или штраф 500 рублей. Таким образом, будет обеспечен разумный сдерживающий эффект от совершения правонарушений.
– Сумма штрафа превышает стоимость безлимитного проездного на месяц. Логика этого законопроекта заключается в том, чтобы человеку было выгоднее купить безлимитный проездной. Главная наша задача – не наказать, а предотвратить правонарушение, – пояснил Анатолий Путин.
В ходе круглого стола депутаты и общественники обсудили величину штрафов за безбилетный проезд в общественном транспорте в других городах России, работу контролёров в городском транспорте и их помощь при взаимодействии с пассажирами, а также условия назначения штрафов пассажиру, который не смог оплатить билет в силу технических причин.
Активист Ростислав Толмачёв считает, что штраф должен быть работающим инструментом, а это возможно только в том случае, если сумма этого штрафа будет стимулировать пассажиров ездить легально и оплачивать проезд.
– Когда предлагают ровняться на штрафы в 200 или 100 рублей – это выглядит странным, потому что такие штрафы не работают. Ведь человеку выгоднее оплатить штраф, чем легально платить за услугу. Размер штрафа должен заставить человека вообще никогда не задумываться о совершении правонарушения, – пояснил Ростислав Толмачёв.
По словам первого заместителя главы администрации Перми Эдуарда Хайруллина, мнения и предложения, прозвучавшие в ходе круглого стола, будут учтены при доработке проекта.
Отметим, за шесть месяцев внедрения бескондукторной системы доля безбилетных пассажиров остается стабильной и составляет порядка 20%. При этом выпадающие доходы от безбилетного проезда сопоставимы с расходами на ФОТ кондукторов. На сегодняшний день 60% от общего количества транспортных средств уже работает без кондукторов. Численность службы контролеров составляет 71 человек, в планах на ближайший год ее увеличение более чем в 2 раза. Еженедельно проводится более 2 тысяч проверок оплаты, в ходе которых более 130 человек привлекаются к административной ответственности. Всего же за шесть месяцев внедрения бескондукторной системы примерно тысяча человек оштрафованы за безбилетный проезд.
Напомним, контролер МКУ «Гортранс» фиксирует нарушение и составляет акт. После департамент транспорта рассматривает правомерность составления акта, оформляет протокол. Далее административная комиссия рассматривает протокол и определяет размер штрафа.