Олег Ощепков о введении QR-кодов: «За это время мы вымрем, как мамонты»
В конце сентября в Перми прошло очередное заседание оперштаба, на котором обсуждалась инициатива по введению QR-кодов для вакцинированных.
В перечень учреждений изначально попали не только культурные и спортивные, но и заведения общепита. Однако в последний момент вопрос по общепиту был отложен на две недели. Причиной этого, возможно, стала позиция рестораторов, которую в ходе заседания ярко озвучил Олег Ощепков. Новые ограничения, по его словам, привели бы к «смерти» ресторанов и кафе.
– Как вы оказались на заседании оперштаба?
– Мы накануне написали письмо в оперштаб, где изложили свою позицию. Меня пригласили на заседание оперштаба, где я озвучил основные постулаты нашего письма.
– Вас услышали?
– К счастью, да. Мы все ищем оптимальные пути. И нам показалось, что если просто взять и закрыть нас (а введение QR-кодов фактически означало бы закрыть), это будет неконструктивно. Основной посыл был такой: мы сейчас находимся по одну сторону баррикад. По другую сторону – вирус. Мы в одной лодке. И здесь «мы» – это не просто десятки тысяч участников рынка, это еще и определенное медийное поле. И я понимал, что если буду на заседании оперштаба реветь белугой, как плохо будет, если нас закроют, то это не будет соответствовать духу бизнеса. Поэтому я вышел с внятным предложением: мы становимся частью большой информационной команды и инфополя. Мы намерены 4 октября с 15.00 до 16.00 выйти каждый, с личной позицией относительно необходимости вакцинирования, с идеей, что только вместе сможем победить вирус.
Второе – мы готовы провести кампанию внутри коллективов и поговорить о важности вакцинации не только с сотрудниками, но и через наших сотрудников с членами их семей, то есть достучаться до ближнего круга.
– На оперштабе прозвучала цифра – 20% привитых в сфере обслуживания, в том числе в общепите.
– Она, возможно, отражает ситуацию в целом по отрасли. Но судя по информации от инициативной группы рестораторов, а это около 50 владельцев, представляющих не менее двухсот заведений общепита, эта цифра колеблется от 50 до 70%.
– Как вам удавалось во время кампании по вакцинации повлиять на тех, кто не хотел делать прививку?
– У меня был первый раунд переговоров с сотрудниками два месяца назад. Те, кто отказывался прививаться, – в основном, это наши официанты и повара, девочки до 25 лет – заявляли, что где-то читали о вреде вакцины для будущих мам. Однако, никто не смог назвать конкретный источник. За эти два месяца, полагаю, информационный фон и настроение изменились. Во многом еще из-за того, что в их семьях и семьях их знакомых случились потери от коронавируса. И это коснулось многих. И те, с кем мы разговаривали еще вчера, уже сегодня имели не столь жесткую позицию. Более того, значительная часть сотрудников готовы вакцинироваться.
Я убежден в том, что для старта следующих информационных кампаний о важности вакцинации, необходимо организовать исследования с помощью качественных методик, с разными категориями людей, в том числе с молодыми мамами, людьми в возрасте 35-45 лет и 55+ для изучения глубинных мотивов отказа от вакцинации. Это даст нам возможность быть более эффективными в общении с широкой аудиторией.
– Как прошлогодняя ситуация с закрытием общепита сказалась на отрасли?
– Кроме значительных экономических проблем, мы потеряли большое количество людей (по разным оценкам – от 20 до 40%), которые просто ушли из профессии в поисках более стабильного, пусть и меньшего дохода. Они нашли другие способы заработка: кто-то занялся частным извозом, кто-то устроился курьером. Практически все они ушли с понижением социального статуса, и часто в маргинальную, неподконтрольную (с точки зрения собирания налогов) для государства отрасль. Как итог: сегодняшняя нехватка квалифицированного персонала в отрасли более 50%, в целом по России.
И если бы мы сейчас снова закрылись на длительное время (а введение QR-кодов, по разным оценкам, в том числе, опираясь на московский опыт, привело бы к падению выручки на порядок), мы бы снова значительно потеряли профессиональных людей в отрасли.
– Тем не менее решение о QR-кодах перенесено на две недели. Не станет ли закрытие отсроченным?
– Нас более 2 тыс. субъектов предпринимательства. С учетом тех, с кем мы будем о разговаривать об этой проблеме, получится весьма внушительная цифра. Плюсом к этому, мы намерены сделать массу личных и эмоциональных сообщений через собственные аккаунты и аккаунты наших заведений в социальных сетях. Это большая работа и значительный охват аудитории. Думаю, системная работа не останется незамеченной для оперштаба, и они нас поддержат в дальнейшем. Власть должна принимать взвешенные решения, которые объединяют людей.
– Представим, что негативный сценарий реализуется, и QR-коды все же введут. Что произойдет?
– В первую неделю будет самый большой провал, просто потому что люди не будут знать, что делать – где получать коды, как это должно работать. Это вызовет сильнейший негатив, и они просто предпочтут остаться дома. Да, несколько увеличится доставка. Но она не вырастет в разы.
Я увидел обсуждение ситуации по QR-кодам в «Фейсбуке». Там огромное количество людей с высшим образованием, но они не знают, как этим пользоваться. И это наша проблема. Пройдет немало времени, прежде чем люди разберутся. Но за это время мы вымрем, как мамонты.
– Вспомним опыт Москвы: там после введения QR-кодов потом их отменили.
– В Москве, несмотря на большое количество летних кафе, с введением QR-кодов выручка упала на порядок. Рестораны и кафе просто «легли». Иначе не назвать. В итоге, достаточно быстро теми же людьми было принято решение, отменяющее введение QR-кодов.
– Какой вы оцениваете нынешнюю информационную кампанию?
– Как мне кажется, информационная кампания односложная и весьма агрессивная.
– Какой она должна быть?
– Более взвешенной, в иной тональности. Разной для разных аудиторий.
– На Куйбышева, 14 есть команда, способная организовать такую кампанию?
– Убежден, что есть. И мы готовы стать частью этой команды.