«Львенок» успел подрасти… Какие компании могут поставить 15 трамваев в Пермь?
Как показала история годовой давности, новые трамваи для Перми – это шум, блеск, красота, фоточки в Инстаграме. А так же вопросы завышения цены, жалобы в УФАС и судебные процессы. Сейчас город решил закупить еще 15 односекционных трамваев. Журналист Properm.ru разобрал детали техзадания будущей поставки, предполагаемых участников аукциона и цены. Спойлер: «львят» при желании можно переехать (уж больно они дорогие) но сложно.
Что хотим?
Содержание статьи:
Администрация Перми объявила закупку на поставку 15 новых трамваев. Начальная цена контракта — 705 млн рублей, то есть 47 млн рублей за единицу. Торги должны состояться 23 ноября 2020 года. Вагоны должны прибыть в Пермь двумя партиями. Шесть вагонов подрядчик должен доставить до 31 декабря текущего года, оставшиеся девять — до 1 марта 2021 года. Еще несколько важных моментов из техзадания: односекционные трамваи должны вмещать минимум 110 пассажиров, быть оснащены системами навигации и видеонаблюдения. Традиционные для Перми «излишества»: полностью плоский низкий пол в салонах и оборудование для поездок колясочников, кондиционеры.
По сравнению с требованиями прошлого года добавились система учета пассажиропотока и стационарные валидаторы. Отметим еще одну деталь: обычно срок службы трамвайного вагона обозначен в 30 лет. Это мы видели во всех техзаданиях на конкурсы, из тех, что посмотрели в госзкупках. Так было и в прошлом году в Перми. Но в новом аукционе срок службы вагона обозначен: «не менее 16 лет».
Аукцион 2019 года прошел странно. Фаворитами по низкопольности, доступности комплектующих, ремонтной базы и других параметров могли считаться московский «ПК «Транспортные системы», екатеринбургский «Уралтрансмаш» и Усть-Катавский вагоностроительный завод. Но из них заявились только москвичи с «львятами» и «Львом». Они и выиграли. «Львята» обошлись пермскому бюджету по 44,3 млн рублей за штуку. На тот момент это было откровенно дорого. Другим городам трамваи 71–911Е и 71–911ЕМ «Львенок» обходились в 32–33 млн рублей. Итоги аукциона пытался оспорить «Уратрансмаш» в нескольких инстанциях, но в итоге, летом 2020 года 17-й Арбитражный суд признал сделку законной.
Как это было
«Львёнок» король закупок. Как мэрия Перми сознательно потеряла 88 миллионов рублей на трамвайной сделке
Прежде чем анализировать поставщиков надо сказать, что подводные камни прошлогоднего конкурса в первую очередь были спрятаны в слиянии поставок односекционных трамваев с длинным трехсекционным в один лот и уникальных характеристиках этого самого длинного трамвая. Другие критерии, отсекающие участников сохранились ив этом году. Первый — 100%-ная низкопольность. Второй — срок поставки. Аукцион проходит в конце ноября, а уже 31 декабря, то есть через месяц, шесть трамваев должны быть поставлены в Пермь. Месяц для заводов, чей производственный цикл и планы измеряются длительными сроками — это мало. То есть, выиграть аукцион может тот, у кого либо склады затоварены, либо готовность к нему стопроцентная. Возможно сыграет роль показатель «количество сидячих мест». В нашем случае их должно быть не менее 36. Но, как кажется, при желании, это довольно легко решается: трамвайные вагоны, как автобусы и самолеты, комплектуются под конкретный заказ.
Кто может?
В России в последние годы спрос (и производство) трамваев испытывали сильные колебания. По данным BusinesStat, в 2016–2017 годах наблюдался значительный рост производства на фоне московского контракта на 300 трамваев и обновления перед чемпионатом мира по футболу. В 2018 году объем снизился до 136 штук. В 2019 в стране выпустили 214 трамваев. Этому способствуют не только закупки Москвы и Санкт-Петербурга, но и программы обновления городского транспорта в других регионах страны.
Сейчас на российском рынке трамваев пять производителей. Производственная компания «Транспортные системы» (ПК ТС), которую связывают с «Трансмашхолдингом» (ТМХ). АО «Уралтрансмаш», принадлежащий Уралвагонзаводу. АО «Усть–Катавский вагоностроительный завод» (УКВЗ), который принадлежит «Роскосмосу». В Белоруссии работает «Штадлер Минск», совместное предприятие, часть международного концерна «Штадлер». Последней в пятерку лидеров за 2020 год ворвалась группа «Синара» миллиардера Дмитрия Пумпянского.
По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) за 2014–2018 годы в производстве трамваев России было три лидера: ПК «Транспортные системы» занимали 44% рынка, Усть-Катавский вагоностроительный завод — 31%, «Уралтрансмаш» — 25%. За 2015–2019 годы доля «Транспортных систем», по данным ИПЕМ, в общей структуре выпуска трамваев составила 57%, а в 2019 году — 63%. «Уралтрансмаш» свою долю сократил до 14%.
От Минска до Екатеринбурга
Формально, все производители могут принять участие в пермском конкурсе. С наименьшей вероятностью к нам придут белорусы. «Штадлер Минск» в первую очередь ориентирован на поставки в Европу. Кроме того, их конек — городские составы и многосекционные трамваи. Самая известная марка в России — METELITSA — состоят из двух-семи секций. 23 таких они поставляют для питерского проекта «Чижик». Белорусы загружены заказами, находятся внутри большого концерна, контракт на 705 млн рублей с поставкой односекционных трамваев через месяц их скорее всего не заинтересует.
Трамвай «METELITSA«. Фото: stadlerrail.com
«Уралтрансмаш» по идее должен быть главным претендентом на участие и победу в пермском конкурсе. Завод первым в стране начал серийное производство трёхсекционного полностью низкопольного вагона модели 71–409 в 2013 году. Сейчас низкопольная продукция составляет 64% производимой трамвайной техники. Для Перми у свердловчан есть модель 71–415 и созданная на ее базе 71–418. Но есть и проблемы, в 2019 году завод, по данным того же ИПЕМ выпустил всего 30 единиц и потерял долю рынка (с 25% до 14%).
В 2020 году крупные тендеры на поставку вагонов в Краснодар (на общую сумму в 2 млрд рублей) свердловчане уступили Усть-Катавскому заводу. В августе 2020 года завод выиграл поставку трех трамваев в Нижний Тагил. Так же, как и в нашем аукционе, требуется 100% низкий пол. Отличия от пермского варианта — 30 сидячих мест и не нужно кондиционера. В такой комплектации вагоны обошлись тагильскому бюджету в 37,3 млн за штуку. Если «Уралтрансмаш» сможет поставить шесть вагонов за месяц, то по цене конкурентоспособен.
Трамвай 71–415. Фото: uraltransmash.com
Продукция Усть-Катавского вагоностроительного завода нам в Перми очень хорошо знакома. В общем-то за исключением «львиных» трамваев все остальные в городе именно от этого производителя. Несколько лет предприятие испытывало внутренние трудности, отчего и потеряло большую долю рынка. Но, судя по всему, все наладилось. Завод разработал современную линейку моделей, активно участвует в тендерах. Мы посмотрели несколько закупок именно на односекционные трамваи за последние месяцы. В Магнитогорск девять вагонов с 32 сидячими местами, 40% низкого пола и без кондиционера отправятся по 28,3 млн рублей за единицу. В Краснодар и Новокузнецк кондиционированные трамваи (количество сидячих мест различается, доля низкого пола 40%) уйдут по 35–36 млн за штуку.
Вопрос, судя по всему, именно в низкопольности. В линейке завода есть такая модель 71–633. Но это трехсекционный шестиосный трамвай. Односекционка — 71–623–04 с климат-контролем — имеет как раз 40% низкого пола. Станет ли что-то делать завод специально ради пермского заказа?
Трамвай 71–623. Фото: ukvz.ru
Продукцию ПК «Траспортные системы» мы теперь знаем изнутри. Надо отметить, что «львята» в исполнении москвичей просто драматически подорожали. Год назад заплаченные Пермью 44 млн рублей были сверхценой для модели, а в среднем за вагон предприятие просило на треть меньше. В 2020 м году просят (и получают) больше.
В августе 2020 года ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» закупило продукцию у единственного поставщика трамваи 71–911ЕМ «Львенок» в количестве 29 штук по (внимание!), 47 млн рублей за штуку. Это ровно та цена, которая заявлена в пермском аукционе как НМЦК. Для столицы поставки стоят еще дороже — около 51 млн рублей за штуку. Но это Москва, кроме того в объем гигантского контракта (больше 22 млрд рублей) большим разделом входит 30-летнее сервисное техническое обслуживание. Так что хотя формально цена за единицу обозначена, но что в этом контракте цена самого трамвая, а что многолетних работ, понимают только в самом холдинге.
Трамвай 71–911ЕМ «Львенок»
Холдинг «Синара-Транспортные машины» Дмитрия Пумпянского — новичок с огромными амбициями на рынке городского электротранспорта. В конце 2019 года «Шкода Транспортейшн» и группа «Синара» подписали соглашение о создании совместного предприятия в Питере по производству составов для метро, трамваев и троллейбусов. В июле 2020 года «СТМ» выкупила у Кировского завода 49% питерского «Вагонмаша», 51% — у чешской Skoda. Площадка «Вагонмаша» станет основной для совместного предприятия «Синара–Шкода». Здесь будут производить и трамваи, и троллейбусы, и электробусы, и вагоны метро. В Питере холдинг перехватил заказ на участие в проекте трамвайной сети «Славянка» (Купчино — Шушары — Славянка), для которой нужно 22 трамвая. Перехватил кстати, у «Транспортных систем», которые теперь уже наш пермский «Лев» делали для Питера. В этом году их фирма «Торговый дом «СТМ» получила в Москве контракт на 90 односекционных трамваев с обслуживанием на 30 лет (снова переиграли ПК ТС).
Есть одна важная деталь, имеющая к нам отношение: все существующие поставки «СТМ» должна будет сделать в следующем году и позже. Это будут трамваи на базе «Шкоды» (очень хорошие трамваи, поверьте). Но есть ли они сейчас? И по какой цене? Цена по московскому контракту в 50 млн рублей за единицу, как сказано выше, вряд ли может быть показательной.
Трамвай «ForCity Smart», версия «Artic». Фото: skoda.cz
Какая картина получается? Несмотря на растущий спрос, контракт на 15 трамваев для Перми по-прежнему остается интересным для производителей, хотя и не в такой степени, чем скажем, пару лет назад. Вряд ли мы увидим заявку от минского «Штадлера», концерн сосредоточен на других направлениях. С большой вероятностью из списка претендентов можно исключать и Усть-Катавский вагоностроительный завод. Предприятие сейчас имеет пакет заказов на свой модельный ряд. Изобретать велосипед, чтобы исполнить специфическое желание пермского покупателя, которого устраивает только гладкий пол в односекционных трамваях, вряд ли будет. Хотя по цене, это конечно, очень интересный вариант.
«Синара — Транспортные машины» попробует прийти в Пермь, если им позволят производственные мощности. Отработанный модельный ряд «Шкоды» позволяет сформировать любой комплект, успеют ли по срокам, вот в чем вопрос? «Уралтрансмаш» и ПК «Транспортные системы» сейчас выглядят наиболее вероятными участниками.
Если заявок будет две-три, мы можем увидеть хорошее изменение цены. С другой стороны, странностей никто не исключает.