24 января стало известно о том, что силовики задержали бывшего вице-премьера краевого правительства Елену Лопаеву, которая вслед за бывшим губернатором Пермского края Максимом Решетниковым в 2020 году перебралась на работу в Москву.
По предварительной информации, причиной ареста стало нежелание Лопаевой являться в следственный комитет России, где сейчас ведется расследование уголовного дела. По информации «Новостей Перми», расследование связано с финансовыми хищениями в фонде «Содействие-XXI век».
По версии правоохранительных органов, не все пожертвования крупных предприятий были потрачены Фондом на социокультурные, образовательные и иные благотворительные проекты. Уголовное дело было возбуждено в октябре 2019 года по признакам мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). В 2020 году расследование из краевого управления ФСБ передано в краевое управление СКР, а в 2021 году – в Главное следственное управление СКР.
Бывший директор фонда Елена Найданова еще в 2020 году заключила с прокуратурой Пермского края досудебное соглашение о сотрудничестве и обязалась изобличить причастных к хищениям лиц. Сама она обвинена в хищении более 50 млн руб. В середине декабря 2021 года в Перми были проведены новые следственные мероприятия.
В частности, силовиков интересует сумма в 90 млн рублей, которая была перечислена из фонда на реализацию социокультурных проектов и обналичена через фирмы-однодневки.
Елена Найданова сохранила собственный учет о движении денежных средств — кому, когда и сколько выдавалось.
Журналист «Новостей Перми» проанализировала финансовую отчетность фонда за прошлые годы. Вопрос лишь один: почему объем управленческих расходов с каждым годом увеличивался, а такая статья расходов, как «иные», не конкретизирована.
Денежные вливания в фонд «Содействие – 21 век» начались еще в 2018 году. В тот год сумма добровольных имущественных взносов и пожертвований составила 1,519 млрд рублей. В 2019 году точно такая же сумма в виде добровольных пожертвований вновь отражена на счетах организации. В 2020 году эта сумма была чуть поменьше – 761,1 млн рублей. В связи с тем, что объем добровольных взносов увеличивался, подросла и вторая статья доходов – от приносящей доход деятельности.
При этом каждый год на счетах фонда аккумулировались достаточно крупные суммы: 2018 год – 832,9 млн рублей, 2019 год – 737,7 млн рублей, 2020 год – 965,6 млн рублей.
А доходы за счет получения процентов с этих сумм, соответственно, с каждым годом росли. В 2018 году эти проценты выросли до суммы в 27 млн рублей, а в 2020 году – аж до 34 млн рублей.
Как расходовались денежные средства?
Основная большая статья расходов, судя по отчетности фонда о целевом использовании средств – это социальная и благотворительная помощь. Еще одна статья затрат – управленческие расходы. А такая статья, как иные расходы, вообще не конкретизирована.
Так, в 2018 году на социальную помощь и благотворительность потрачены 1,623 млрд рублей, на управленческие расходы – 18,1 млн рублей. В 2019 году управленческие расходы выросли почти на миллион рублей, на социальную и благотворительную помощь потрачены 1,182 млрд рублей. В 2020 году управленческие расходы вновь подорожали уже до 20 млн рублей. А вот на благотворительность и социальную помощь потрачено меньше – на 182 млн рублей. Такая разница в цифрах говорит лишь об одном, что с каждым годом фонд все меньше тратил на реализацию различных проектов, а расходы на управление организацией почему-то росли. При этом нам не удалось найти информацию о количестве сотрудников фонда, на зарплаты которых в год закладывалось почти 15 млн рублей.
Из проектов, которые реализовывал фонд, в паблике, информации тоже было мало. Мы нашли публикации лишь о двух самых крупных проектах фонда – это реконструкция эспланады и строительство фонтана. Так, в 2019 году инвестор проекта — Сбербанк России — через «Содействие-XXI век» вложил в проект 130 млн рублей. Почему средства шли не напрямую, а через фонд, до сих пор не известно.
Еще одним из благотворителей фонда стал и «Лукойл». В 2019 году компания направила на благотворительность порядка 830 млн рублей. Соглашение между Пермским краем и предприятием было подписано в 2016 году на пять лет. Однако на какие проекты была направлена эта сумма, тоже не известно.
Отметим, что единственным учредителем фонда «Содействие-XXI век» с 2010 года до июля 2021 года был директор КГАУК «Пермкино» Павел Печенкин. Директором является Татьяна Чурина.
За период с 2017 по 2021 годы в фонде сменились несколько руководителей. Дольше всех проработала Елена Найданова. В 2020 году она вышла из органов управления, а на ее место была назначена Наталья Мельник, которая уволилась в апреле 2021 года.
В 2020 году Минюст провел внеплановую выездную проверку фонда. Как сказано в акте проверки, руководство фонда не смогло предоставить протоколы общего собрания участников по утверждению благотворительных программ за 2017-2019 годы, а также протоколы попечительского совета за этот же период.
В феврале 2021 года Фонд «Содействие XXI век» через суд взыскал с ассоциации «Центр развития гуманитарного и экономического сотрудничества» 3,6 млн руб.
Деньги взыскивались по договору оказания услуг, который был заключен еще в 2017 году. Деньги перечислялись на организацию культурно-образовательной площадки «Лето Парк» в рамках большого летнего фестиваля «Пермский период. Новое время». Однако ответчик («Центр развития гуманитарного и экономического сотрудничества») финансовый отчет и документы, подтверждающие целевое использование средств так и не представил.
Примечательно, что до 2018 года руководил ассоциацией «Центр развития гуманитарного и экономического сотрудничества» бывший вице-премьер краевого правительства Антон Клепиков, который потом пересел в кресло зампреда краевого правительства и курировал в этой должности все культурные вопросы региона.
Еще один интересный судебный процесс, связанный с деятельностью фонда, – это история с неосновательным обогащением. В июне 2020 года фонд перечислил ООО «Печатные технологии» 8,4 млн рублей. За эти деньги компания должна была изготовить пластиковые карты «Карта жителя Пермского края». При этом, как заявил ответчик (Печатные технологии) в суде, переговоры о заключении договора велись, но заключен он не был. Тем не менее денежные средства поставщику были перечислены в срок. Ответчик предоставил документы, подтверждающие заключение договора на изготовление и поставку карт с субподрядчиком, который не был оплачен фондом в полной объеме.
По решению суда, истцу – фонду – во взыскании 8,4 млн рублей было отказано.