Фото: Ирина Молокотина для Properm.ru
Уходящая неделя стала самой трудной для всех. Для тех, кто принимал решения, и для тех, кто их исполнял. Для тех, кто получил повестку, и тех, кто избегал ее всеми доступными и недоступными способами. Для тех, кто провожал близких в военкоматы, и тех, кто провожал близких подальше от призывных пунктов. Для тех, кто читал бесконечные новости, и тех, кто их писал.
Очень не хочется в очередной раз писать заезженную фразу — «мы живем в новую историческую эпоху». Но это наша данность: мы живем в новую историческую эпоху. И сегодня мир разделился на тех, кто смотрит на виртуальную реальность через экраны разных размеров, тех, кто создает эту реальность, и тех, кто эту новейшую историю режиссирует.
Безучастных нет ни по одну сторону экрана — ни в очередях у военкоматов, ни рядом с разрушенными домами и рвущимися снарядами, ни на границах — на самокатах, велосипедах, машинах. Расстояние между первыми и последними растет с каждой минутой, с каждым кадром.
Безучастных нет и среди тех, кто наблюдает за происходящим. Даже в нашей маленькой локальной редакции, где в целом у всех похожие взгляды на жизнь, попытки писать самые простые новости про реальность и про события вызывают горячие дискуссии. Эмоции зашкаливают.
О «режиссерах» и «продюсерах» новой реальности сказано много и разного, сегодня я не об этом. Хотя и об этом тоже. Потому что сегодня просвещенные зрители реальности вспоминают о столетии «Философского парохода». Вроде и хочется провести аналогию, но не получается. Есть четкое ощущение, что и пароходы, и философия, по большому счету, остались в прошлом тысячелетии.
Мне кажется, что нужно просто принять как данность: тех, кто пытается познать систему общих характеристик, понятий и принципов сегодняшнего дня (читай, философов), — почти не слышно. В чем философия настоящего и будущего? Есть ли какой-то ответ? Но бесспорно одно: отсутствие философии, общественных ценностей делает нашу жизнь несколько бессмысленной в принципе.
Коротко же назвать общее состояние турбулентности можно одним словом. Двумя. «Полная неопределенность».
За последние тридцать лет мы уже пережили несколько эпох больших перемен, и всякая новая казалась труднее другой: перестройка, развал СССР, первая чеченская, вторая чеченская, Абхазия, Белоруссия, ковид…
Сейчас проще всего вспомнить наши страхи и состояние неопределенности в апреле 2020 года. Помните, как мы смотрели из окон на улицу, куда можно было выходить только до магазина, мусорного бака или на 100 метров с собакой? Надев маску и перчатки, предварительно облившись спиртом или любой другой обеззараживающей жидкостью… Помните, как мы боролись против куар-кодов? Или как обсуждали все опасности вакцинации?
А сейчас это кажется чем-то из другой жизни. И не про нас.
Уходящая неделя стала самой трудной с начала тысячелетия для всех. Но, прожив ее события, важно уже сейчас помнить, что пройдет сколько-нибудь времени, мир ненадолго снова станет относительно спокойным, и мы опять окажемся по одну сторону экрана. Неважно, телевизора, компьютера, планшета или смартфона. И нам нужно будет заново учиться жить вместе. Снова учиться понимать друг друга.
Поэтому именно сегодня самое важное, что нужно сделать каждому, — остаться человеком. В любой ситуации. И думать о том, что у каждого есть право на собственное мнение и понимание происходящего.
Пройдет какое-то время, и в свои дома вернутся те, кто шел в военкоматы, и те, кто стоял в очередях на границах. И если не научиться сейчас оставаться людьми, то возвращение домой рискует оказаться новой эпохой с названием «Полная неопределенность».
Помните, как у братьев Вайнеров, в том самом романе «Эра милосердия», который остался в голове многих только анекдотами про Глеба Жеглова и Володю Шарапова: «У одного африканского племени отличная от нашей система летосчисления. По их календарю сейчас на земле — Эра Милосердия. И кто знает, может быть, именно они правы, и сейчас в бедности, крови и насилии занимается у нас радостная заря великой человеческой эпохи — Эры Милосердия, в расцвете которой мы все сможем искренне ощутить себя друзьями, товарищами и братьями…»